Центр исследований политической культуры России и Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний ведут мониторинг информационно-политических атак на КПРФ с использованием ресурсов федеральных телеканалов. В данный отчет включены результаты мониторинга ситуации в Хакасии, где информационным поводом выбран вброс через соцсети фейк-ньюс о "миллионных премиях" чиновникам у губернатора-коммуниста В.Коновалова.
В период с 16 по 18 января на федеральных телеканалах в эфир вышло 17 сообщений с упоминанием главы республики В. Коновалова и факта якобы выплаты "миллионных премий".
. 16 и 17 января в эфир было выпущено по 7 сюжетов, 18 января – три сюжета.
Пять сообщений было показано на телеканале Рен-ТВ, четыре на телеканале «Дождь», по два на «Пятом» (Санкт-Петербург), НТВ и «России», по одному на «Первом» и «России 24».
Всего сообщения, посвящённые губернатору Хакасии, заняли 1 час 7 минут 33 секунды эфирного времени (График 1).
График 1
Распределение эфирного времени на ведущих федеральных телеканалах по инфоповоду "премии для чиновников в Хакасии".
[image: http://cipkr.ru/wp-content/uploads/2019/01/TV-HAkasia1801-2019-300x118.jpg]
На «Первом» канале вышел один сюжет, в котором В. Коновалов был обвинён в выписывании огромных премий чиновникам за счет рядовых сотрудников администрации. Сюжет был показан 17 января и занял 3 минуты 34 секунды или 5% всего эфира, посвящённого теме.
«Россия» 17 января показал два сюжета, занявшие 1 минуту 44 секунды (3% эфирного времени). В них телеканал сообщил о громком скандале с увольнением заместителя министра финансов Г. Спиридоновой губернатором Хакасии из-за её несогласия раздать премии некоторым представителям руководства Республики. Ещё один сюжет вышел 16 января на «России 24» и занял 5 минут 35 секунд или 8% эфира.
НТВ так же сообщил о скандале с выплатой премий. При этом основной акцент телеканал сделал на вознаграждении вице-губернатора Ю. Исмагиловой. На канале вышло два сюжета 17 января, они заняли 5 минут 52 секунды эфирного времени или 9%.
Рен-ТВ выпустил пять сюжетов о выплате премий в Хакасии. Все сюжеты вышли 16 января и были резко-негативными. Они заняли 18 минут 13 секунд эфирного времени или 27%.
Телеканал «Дождь» стал единственным, чьи сюжеты не были резко негативными для В. Коновалова. На канале вышло интервью с политтехнологом А. Колядиным, которое было повторено четыре раза. Всего сюжеты на канале «Дождь» заняли 38% эфира или 25 минут 47 секунд. В них канал назвал ситуацию с губернатором Хакасии «кругами ада», упомянул о том, что руководство Совета Федерации не даёт В. Коновалову назначить сенатора от своего региона, а также раскритиковал сюжеты на Рен-ТВ: «Это, например, один из сюжетов РЕН ТВ, где, впрочем, забыли сказать, что Коновалов вступил в полномочия губернатора только за 15 дней до зимы». И на местных каналах: «В хакасских СМИ целый список высокопоставленных чиновников из администрации Валентина Коновалова, которые получили новогодние сверхпремии. Это ничего, что вместо списка у ведущего на экране появилась фотография Виталия Милонова - так даже симпатичнее вышло. Не берусь судить, чем отличается Коновалов от типичных губернаторов. Про многих из них разоблачительные репортажи телеканалы не показывали, зато потом оперативники находили кладовки, набитые долларами и евро».
Не остался в стороне от травли и питерский «Пятый» канал. На нём в эфир вышло два сюжета (один 16-го, другой 17 января), которые заняли 6 минут 48 секунд эфирного времени или 10%. В сюжетах телеканала муссировалась тема завышенных премий чиновникам.
Некоторые выводы
· Федеральные и региональные телеканалы развернули информационную войну против губернатора Хакасии, обвинив его в выдаче сверхпремий своим чиновникам.
· В период с 16 по 13.00, 18 января в эфир вышли 17 сообщений. Они были показаны, как на федеральных, так и на региональных телеканалах. В освещении скандала приняли участие «Первый», «Россия», НТВ, Рен-ТВ, «Россия 24», «Пятый» канал (Санкт-Петербург) и телеканал «Дождь».
· Данные сообщения заняли более часа эфирного времени. Наибольшее количество эфира ситуации с В. Коноваловым посвятил «Дождь» (38%) и Рен-ТВ (27%).
· Все телеканалы, кроме «Дождя», высказались резко негативно в адрес В. Коновалова, обвинив его в выдаче сверх высоких премий и увольнении чиновницы, пытавшейся ему помешать.
· Сюжеты канала «Дождь» были выдержаны в более нейтральном тоне и содержали попытки разобраться в ситуации с «оппозиционным» губернатором.
Исполнитель исследования:
А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ.
Методика – А.Н.Васильцова
Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук
Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия»
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России
Таблица №1
Учтённые телесюжеты
	Дата
	Время
	Телеканал
	Условное название

	16 января 2019
	12:32
	Рен ТВ # Новости
	Замминистра финансов Хакасии не согласилась с огромными премиями чиновников и лишилась работы

	16 января 2019
	16:35
	Рен ТВ # Новости
	Зам.министра финансов Хакасии не согласилась с огромными премиями чиновников и лишилась работы

	16 января 2019
	19:30
	Рен ТВ # Новости
	Анонс выпуска

	16 января 2019
	19:35
	Рен ТВ # Новости
	Зам.министра финансов Хакасии не согласилась с огромными премиями чиновников и лишилась работы

	16 января 2019
	22:02
	Россия 24
	Скандал с участием высокопоставленных чиновников Республики Хакасия

	16 января 2019
	22:03
	5 Канал # Известия
	Обиделись за премии

	16 января 2019
	23:01
	Рен ТВ # Новости
	Сегодня в Хакассии разгорелся грандиозный скандал

	17 января 2019
	00:02
	5 Канал # Известия
	Обиделись за премии

	17 января 2019
	14:22
	Россия 1 # Вести
	Скандал в правительстве Хакасии

	17 января 2019
	16:11
	НТВ # Сегодня
	За успехи в труде

	17 января 2019
	17:09
	Россия 1 # Вести-Москва
	Скандал в правительстве Хакасии

	17 января 2019
	19:20
	НТВ # Сегодня
	За успехи в труде

	17 января 2019
	20:06
	Телеканал Дождь # Здесь и сейчас
	Москва против оппозиционного губернатора Хакасии

	17 января 2019
	21:31
	1 Канал # Время
	В Хакасии разгорается громкий скандал

	18 января 2019
	00:10
	Телеканал Дождь # Здесь и сейчас
	Москва против оппозиционного губернатора Хакасии

	18 января 2019
	06:10
	Телеканал Дождь # Здесь и сейчас
	Москва против оппозиционного губернатора Хакасии

	18 января 2019
	09:10
	Телеканал Дождь # Здесь и сейчас
	Москва против оппозиционного губернатора Хакасии



[bookmark: _GoBack]
image1.jpeg




